Агентство образовательных инициатив,

прикладных исследований и консалтинга "ПЕРСПЕКТИВЫ"

Для тех, кто учит и учится!

Есть вопросы? Задавайте!

ПРОФИ

электронный журнал


РУБРИКА «Русский язык»
1
Система работы по подготовке к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту на ЕГЭ

Е.В. Романовская (МБОУ СОШ № 13 г. Северодвинска)

 

Система работы по подготовке к написанию

сочинения-рассуждения по прочитанному тексту на ЕГЭ

 

Выполнение части С на Едином государственном экзамене, несмотря на накопленный методический опыт, продолжает оставаться самой сложной задачей. Поэтому подготовка выпускников к написанию сочинения по прочитанному тексту является одним из направлений работы учителя русского языка. Для достижения хорошего результата необходимо, чтобы работа в этом направлении носила системный, а не эпизодический характер.

Система работы по подготовке к написанию сочинения по прочитанному тексту должна вестись поэтапно, оптимально, по нашему мнению, следовать структуре сочинения-рассуждения, так как оно будет оцениваться экспертами в той же последовательности.

Проследим этапы работы по подготовке к написанию сочинения.

Первое занятие является вводным, где мы знакомим учащихся с критериями оценивания части С, с требованиями, предъявляемыми к сочинению-рассуждению по прочитанному тесту. В качестве примера показываем работы учеников прошлых лет.

Каждое последующий этап состоит из трех частей: теоретической, практической и самостоятельной.

Теорию вопроса представляем в виде таблиц, схем, алгоритмов. На практическом этапе совместно с детьми выполняем упражнения (на этом этапе возможно использование групповых форм работы), разбираем задания, создаем «копилку», в которой мы записываем фразы-клише, интересные высказывания и т.п. Третий этап – самостоятельный – предполагает домашнюю работу.

Содержание занятий можно разбить на 8 частей.

Часть первая посвящена проблеме текста. Знакомимся с понятием «проблема текста», ее типами. Учим способам выявления и формулировки проблемы, выбору одной проблемы из нескольких. Знакомим учащихся с типичными ошибками при формулировке проблемы. На практическом этапе ученикам предлагаются задания по определению типа проблемы. На примере небольших по объему текстов учим формулировать проблему, находя ключевые слова в тексте.

Разобрав понятие «проблема текста», переходим ко второй части, где рассматриваем пояснительные замечания по поводу выделенной нами проблемы текста, то есть комментарий к проблеме. На теоретическом этапе знакомимся с видами комментариев: текстуальным и концептуальным. Обращаем внимание учеников, что прокомментировать проблему необходимо с опорой на исходный текст. На практическом этапе учим писать эту часть сочинения с опорой на вопросы, которые мы можем задать к тексту, например: Какими фактами автор иллюстрирует проблему? На каких примерах автор раскрывает проблему? Какие высказывания автора заслуживают особого внимания? В чем убеждает нас автор? Уместным будет на этом этапе, по нашему мнению, повторить, как можно ввести цитату в текст сочинения.

На следующем этапе учимся находить и формулировать авторскую позицию. Сначала знакомимся с понятием «авторская позиция», рассматриваем средства выражения авторской позиции (оценочная лексика, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения, слова-маркеры). Для правильного понимания текста важно различать понятия «автор» и «рассказчик». Обращаем внимание учеников, что позиция автора и рассказчика могут не совпадать. Практические задания по нахождению и формулировке авторской позиции могут быть разнообразными: соотнести формулировку проблемы с позицией автора; указать утверждение, не соответствующее позиции автора; используя выделенные опорные элементы текста, сформулировать позицию автора. Интересным является задание на сопоставление авторских позиций, представленных в двух текстах на одну тему.

Самой сложной частью являются занятия, где дети учатся аргументировать собственное мнение. Сложность данной части подтверждается и тем, что при оценивании части С по этому критерию можно набрать максимальное количество баллов. Итак, ученик должен выразить свое мнение по сформулированной проблеме, согласившись или не согласившись с позицией автора. В своем ответе необходимо привести два аргумента, опираясь на читательский опыт, знания и жизненные аргументы. Сначала мы знакомимся с видами аргументов, со способами аргументации. Особенность аргументов в части С заключается в том, что используемые аргументы оцениваются разными баллами.

Двумя баллами оцениваются примеры из художественной, публицистической и научно-популярной литературы. Обязательным условием является ссылка на автора и называние произведения. У учеников не всегда хватает читательского опыта, тогда на помощь могут прийти пословицы, поговорки и афоризмы. Однако оцениваться двумя баллами они будут в том случае, если они сопровождаются пояснениями, размышлениями над их содержанием.

Одним баллом оцениваются следующие аргументы: примеры из жизни, собственные наблюдения и выводы, предположительные примеры, ссылки на авторитет, пословицы, поговорки, афоризмы (без пояснения), примеры из кинофильмов.

На практическом этапе необходимо поработать над структурой аргумента: тезис (собственное мнение), логический переход (высказывание, связывающее известную информацию текста с новой), аргумент и микровывод (высказывание, поводящее итог некоторым размышлениям).

Виды практических заданий на этом этапе могут быть разнообразными: подтвердить или опровергнуть тезис, соотнести пословицы с приведенными тезисами, подобрать пословицы, поговорки, афоризмы к предложенным проблемам, подобрать примеры из художественной литературы для подтверждения тезисов.

Пятая часть занятий посвящена композиции сочинения. Знакомим учеников с различными вариантами композиции сочинения, с основными средствами связи между предложениями в тесте.

Поскольку содержание основной части сочинения нами рассмотрено на предыдущих занятиях, обращаем внимание учеников на вступление и заключение.

На теоретическом этапе знакомимся с видами и формами вступления и заключения. На практическом этапе выполняем задания следующего вида: разбить текст на абзацы, расположить фрагменты сочинения таким образом, чтобы получился связный текст, определить средства связи предложений.

Шестая часть в работе по подготовке к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту предполагает работу над речевым оформлением сочинения. Сначала рассматриваем классификацию ошибок, исправляемых и учитываемых при проверке задания части С. Затем учимся находить и исправлять данные ошибки. В продаже сейчас много учебных пособий по этому вопросу, поэтому проблем в подпоре материала нет. Кроме того, некоторые практические задания этой части соответствуют заданиям по языковым нормам части А, которые также можно использовать на данном этапе.

Седьмая часть является необязательной. Она может реализовываться как для целого класса, так и для отдельных ребят. Реализация части зависит от уровня подготовленности учеников.

На занятиях этой части мы предлагаем выпускникам самим оценить работы в соответствии с критериями. В качестве материала для оценивания можно использовать  работы учеников прошлых лет, а также работы, представленные в различных сборниках.

Если ученику трудно поработать с текстом по критериям, оценивающим речевое оформление сочинения, то по критериям, оценивающим содержание сочинения, ученики работают чаще всего с удовольствием.

В ходе этой работы продолжается пополняться наша «копилка».

Заключительная восьмая часть является индивидуальной для каждого ученика. Выпускники пишут тексты сочинений, учитель их проверяет в соответствии с критериями, затем работает с каждым учеником по ликвидации пробелов.

В качестве заключения процитирую русского государственного деятеля XIX века М.М. Сперанского: «Успехи в словесности должны быть при окончании курса доведены до такой степени, чтобы воспитанники на всякую данную материю, по знаниям их и возрасту соразмерную, могли сами написать сочинение правильное, ясное и по летам изящное, но простое и невысокопарное» [Цит. по: Серебряков, 1960, с. 31].

Литература

Казбек-Казиева М.М. Методика подготовки по русскому языку (часть С). М., 2012.

Павлова Т.И., Белоусова Т.В. Аргументация собственного мнения на основе читательского опыта в сочинении-рассуждении на ЕГЭ по русскому языку. Ростов н/Д, 2011.

Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинения на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Ростов н/Д, 2012.

Серебряков А.Н. Время и люди. Воспоминания. М., 1960.

Комментарий к статье «Русский язык»

Федоренко П.А. (ТГУ ): Предложенная система работы отличается четкой структурой и последовательным усложнением заданий.

Комментарий к статье «Русский язык»

Веретенникова К.С. (МОУ СОШ № 23): Интересная система работы с методически обоснованными приемами.

Комментарий к статье «Русский язык»

Петрова Н.А. (МБОУ СОШ № 3 ): Интересные приемы работы.

Комментарий к статье «Русский язык»

Симакова Марина Сергеевна (МБОУ № 9): Неподготовленность современных школьников к написанию сочинения является не только проблемой получения низкого балла на ЕГЭ. но и одной из степеней, ведущей к разрушению системы российского образования. Так что вопрос поднят своевременно и звучит очень актуально.

Оставить комментарий
2
Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе: методика и практика (обобщение опыта)

И.В. Смолкина (МБОУ СОШ №13 г. Северодвинска)

 

Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе:

методика и практика (обобщение опыта)

 

Государственная итоговая аттестация (ГИА) предполагает разнообразные виды деятельности ученика: восприятие текста на слух и в напечатанном виде, выбор ответа из нескольких предложений, сжатый письменный пересказ, создание собственного текста на предложенную тему. Каждый из них нужно отрабатывать. Новые условия открывают и новые возможности. Учителя ищут ответы на вопросы: как писать сжатое изложение? какие приемы можно использовать? на каком материале это лучше всего делать? И без сомнения, каждый находит свои ответы на эти вопросы, каждый вырабатывает свою систему подготовки к экзамену.

Разумным является включение материалов по подготовке к ГИА в структуру урока, в содержание контрольной работы. Но можно осуществлять подготовку через практикумы и элективные курсы. Так, в 2010-2011 учебном году была разработана и апробирована программа практикума «Виды анализа текста» (8 класс). Методический материал можно найти на Интернет-сайте АО ИППК РО. На занятиях этого практикума пошагово организуется работа с текстом:

1-й шаг – чтение текста;

2-й шаг – словарная работа;

3-й шаг – определение темы;

4-й шаг – формулировка основной мысли;

5-й шаг – определение стиля (с доказательством);

6-й шаг – определение типа речи (с доказательством);

7-й шаг – композиция текста, определение микротем, составление плана;

8-й шаг – написание сжатого изложения с использованием методов компрессии текста.

Сжатое изложение требует специальной логической работы, так как не все учащиеся в одинаковой степени овладевают способами и приемами сжатия. Но эта способность поддается тренировке. Выделяют два метода сжатия (компрессии) текста: содержательный (исключение подробностей и обобщение) и языковой (замены, исключения, слияния). Так, при изучении повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» можно тренировать эти методы.

Пример 1. Языковой метод (прием замены однородных членов обобщающим словом)

На другой день поутру была подвезена к крыльцу дорожная кибитка; уложили в нее чемодан, дорожный сундучок с чайным прибором и узлы с булками и пирогами (глава 1). (На другой день поутру была подвезена к крыльцу дорожная кибитка, в нее уложили необходимые в дорогу вещи).

Пример 2. Языковой метод (прием замены сложноподчиненного предложения простым предложением)

Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо (глава 2). (Облачко обратилось в тучу, поднимающуюся, росшую и облегающую  небо.)

Пример 3. Языковой метод (прием слияния нескольких предложений в одно)

Я был глубоко оскорблен словами гвардейского офицера и с жаром начал свое оправдание. Я рассказал, как началось мое знакомство с Пугачевым в степи; как при взятии Белогорской крепости он меня узнал и пощадил (глава 14). (Я был оскорблен словами офицера и рассказал о знакомстве с Пугачевым).

В процессе подготовки к экзамену в новой форме также можно использовать сборник [Малюшкин, 2004].

Для примера можно привести вариант тестовых заданий, построенных с учетом содержания учебного материала для учащихся 8 класса.

Текст № 6

(1) Трудно было остават…ся дома в первый зимний день. (2) Мы ушли на лесные озера.

(3) В лесах было торжествен…о, светло и тихо. (4) Мы бродили по ним до сумерек, обошли зн…комые места.

(5) На маленьком озер…  всегда плавал..  много ряски. (6) Сейчас вода в озер..  было очень ч…рная  прозрачная, – вся ряска к зиме опустилась на дно.

(7) У берегов нар…сла стекля…ая полоска льда. (8) Лед был такой прозрачный, что даже (в)близи его было трудно заметить. (9) Я увид…л в воде у берега стаю плотиц и бросил в них маленький камень. (10) Камень упал на лед, лед зазв…нел, плотицы бл…снув чешуей  метнулись в глубину. (11) Мы облам…вали руками отдельные льдинки. (12) Они хрустели и оставляли на пальцах смеша…ый зап…х снега и брусники.

(13) Кое(где) на п…лянах перел…тали и жалобно пописк…вали птицы. (14) Небо над головой было очень светлое, белое, а к горизонту оно густело, и цвет его напоминал свинец. (15) Оттуда шли медле…ые снеговые тучи.

(16) В лесах ст…новилось всё сумрачнее, все тише, и наконец, пош…л густой снег…

(17) Зима начала хозяйничать над землей….

(К. Паустовский)

Тестовые задания к тексту

1. Из предложений № 6-8 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

2. В предложениях № 12, 15 найдите слово, в котором правописание НН определяется наличием приставки.

3. Замените словосочетание «Полоска  льда» (№7), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

4. Выпишите грамматическую основу из предложения № 3. Определите вид сказуемого.

5. Укажите количество грамматических основ в предложении № 14.

6. Среди предложений № 3, 10, 15, 16 найдите предложение с однородными членами.

7. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при деепричастном обороте.

Камень упал на лед (1) лед зазвенел (2) плотицы (3) блеснув чешуей (4) метнулись в глубину. В лесах становилось все сумрачнее (5) все тише (6) и (7) наконец (8) пошел густой снег.

8. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.

Лед был такой прозрачный (1) что даже вблизи его было трудно заметить. Небо над головой было очень светлое (2) белое (3) а к горизонту оно густело (4) и цвет его напоминал свинец.

Эти тексты и тесты можно использовать на уроках русского языка как дидактический материал при подготовке к ГИА.

В этом 2012-2013 учебном году разработана и апробируется программа элективного курса «Комплексный анализ текста» для 9 класса.

Надеюсь, что предоставленный дидактический материал поможет вам подготовить учащихся к успешной сдаче экзамена в новой форме. Желаю вам творческих успехов.

Литература

Борисенко Н.А. Как мы готовимся к новому экзамену в 9 классе // Русский язык. 2007. № 8.

Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 8 класс. М., 2004.

Сенина Н.А., Гармаш С.В. Русский язык. Подготовка к государственной итоговой аттестации: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д, 2009.

Соболева О.В. Понимание текста: зачем, кого чему и как учить? // Русский язык. 2007. № 23.

 

Комментарий к статье «Русский язык»

Хохлова (гуманитарный институт): Тестовые задания носят обобщающий характер, направлены на повторение разных разделов курса, позволяют выявить актуальные знания учащихся по пройденным темам.

Оставить комментарий