Агентство образовательных инициатив,

прикладных исследований и консалтинга "ПЕРСПЕКТИВЫ"

Для тех, кто учит и учится!

Есть вопросы? Задавайте!

ПРОФИ

электронный журнал


РУБРИКА «Начальная школа»
1
Система работы по развитию проектно-исследовательских умений младших школьников

И.Г. Платонова (МБОУ «СОШ № 29» г. Северодвинска)

 

Система работы по развитию проектно-исследовательских умений младших школьников

 

Я  слышу, и я забываю.

Я вижу, и я помню.

Я делаю, и я понимаю.

Конфуций

 

В настоящее время все более актуальными в образовательном процессе становятся вопросы использования в обучении младших школьников и во внеурочной деятельности приемов и методов, которые формируют следующие умения:

- самостоятельно добывать новые знания,

- собирать необходимую информацию,

- выдвигать гипотезы,

- делать выводы и умозаключения.

Речь идет о развитии проектно-исследовательских умений. И не случайно эпиграфом взяты слова древнего философа Конфуция. Именно в практической деятельности ребенок получает самые прочные знания. Ведь установлено, что человек усваивает 10% информации, если слышит; 40%, если видит; и 90%, если делает сам. Поэтому достаточно внимания мы стараемся уделить в своей работе проектной деятельности.

Начиная с 1 класса, при создании коллективных проектов мы развиваем:

- интеллектуальные умения (развитие познавательных интересов учащихся);

- исследовательские умения (ориентация в информационном пространстве);

- организационные умения (планирование деятельности, распределение обязанностей);

- коммуникативные умения (сотрудничество в процессе работы, оказание помощи);

- презентационные умения (выступление перед аудиторией);

- рефлексивные умения (оценка своего вклада и общего результата).

Ведь проект – это «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Работа по развитию проектно-исследовательских умений ведется в разных формах: через урок (большие возможности дают современные УМК), внеурочную деятельность (кружки, МСПП, праздники, экскурсии, походы и др.).

Остановимся более подробно на организации внеурочной деятельности. Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно: в 1 классе через кружок «Решение проектных задач», во 2-4 классах – кружок «Я – исследователь».
Как же ребёнок познаёт мир? Очевидно, что любой поиск нового знания начинается с возникновения у ребёнка какого-то вопроса, трудности, невозможности что-то осуществить, то есть с проблемы.

Проекты в начальной школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы над проектом (на первых порах, конечно, при помощи учителя). Например: в 1 классе были выполнены следующие проекты: «Осенний лес», «С праздником, мамы!», «Детская площадка», «Космос», «Сочиняем сказку» и др. Все представленные проекты являются краткосрочными, на их создание уходило 1 занятие. Но уже в 1 классе можно планировать и долгосрочные (до нескольких месяцев) проекты. Например: наш класс разрабатывал проект «Птицы», в ходе которого было создано несколько продуктов: это выставки рисунков, поделок, конкурс плакатов и самый значительный – участие в акции «Покормим птиц зимой».

Во 2 классе, работая над проектом «День рождения елочки», ребята попытались сами поставить проблемы: «Откуда пришёл обычай наряжать на Новый год ёлку? В каких ещё странах есть обычай наряжать ёлку к Новому году? Какие игры и конкурсы можно провести возле новогодней ёлочки?». Работая в группах, они попытались найти ответы на эти вопросы. Как итог проекта – праздник «День рождения ёлочки».

В 3 классе мы начали очень серьезный творческий проект «Набираемся житейской мудрости». Изучая на уроках литературного чтения басни Эзопа и И.А. Крылова, детьми озадачились вопросом: «А можем ли мы сами стать баснописцами?». Проблема поставлена. Решали ее индивидуально. Наш результат – это сборник басен.

Принимая участие в МСПП «Волшебный свиток», на одном из этапов работали над проектом в рамках конкурса «Родословная рукотворных вещей». Ребята решили более подробно познакомиться с Мезенской росписью. Разделившись на группы, они собирали и изучали историю мезенской росписи, пробовали рисовать элементы мезенской росписи, изготовили бумажный короб и расписали его. А увлекшись, пошли дальше: пригласили к нам на мастер-класс художника.

В ходе решения системы проектных задач формируются следующие способности:

- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное);целеполагать (ставить и удерживать цели);

- планировать (составлять план своей деятельности);

- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Во внеурочной деятельности, начиная со 2 класса, организуется наряду с проектами и работа над развитием исследовательских умений.

Этапы исследования:

- Мотивация или создание проблемной ситуации;

- Исследование;

- Обмен информацией;

- Оформление;

- Презентация;

- Подведение итогов.

Вот некоторые темы, над которыми работали дети: «Могут ли разные предметы плавать в жидкостях на разных уровнях?», «Почему корабли не тонут?», «Как погружается подводная лодка?», «Почему плачут дети?», «Почему летучие мыши спят вниз головой?», «Можно ли узнать погоду по облакам?», «Могут ли кошки предсказывать погоду?», «Может ли еловая ветка быть барометром?» и другие.

Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками. Организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственное воспитание. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, то есть формируются так называемые «нравственные привычки»: трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать, суметь вовремя отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия.

Основываясь на собственном опыте, хочу сказать, что такая работа благоприятствует развитию познавательных способностей детей, умению самостоятельно находить материал по теме, перерабатывать его, повышает интерес к учебной деятельности и способствует формированию дружного детского коллектива.

Оставить комментарий
2
Использование технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо» в начальной школе

Е.В. Сергеева (МАОУ «Ягринская гимназия» г. Северодвинска)

 

Использование технологии «развитие
критического мышления через чтение и письмо»
в начальной школе

 

Стандарты второго поколения предъявляют требования не только к знаниям, умения и навыкам, но и к формированию универсальных учебных действий учащихся.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМ) позволяет выстроить учебный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей, позволяет учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие в образовательном процессе.

РКМ – современная «надпредметная» технология, то есть применима к любой программе и любому предмету. Она не нарушает те методы и подходы, которые закладывают авторы в свои комплекты.

Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Технология позволяет построить работу на уроке таким образом, чтобы активность была вызвана познавательным интересом школьников.

Процесс присвоения школьниками знаний проходит три этапа: вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации), осмысление содержания (получение новой информации; при этом новое осознается в активной деятельности), рефлексия (соотнесение полученной информации с прежними представлениями, оценка своей учебной деятельности, приобретенного опыта).

Каждый ученик на каждом этапе урока включен в три вида деятельности (думаю, пишу, проговариваю), участвует в трех формах организации учебной работы (индивидуальной, парной, групповой).

Материал, который предлагается вашему вниманию, взят не из литературы, а творчески переработан для использования в начальной школе.

Чаще всего на уроках использую следующие стратегии технологии:

1. Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал» используется при работе с текстами, насыщенными информацией. Помогает детям научиться собирать воедино уже имеющиеся по данной теме знания, ставить задачи относительно получения новых сведений, обосновывать их и систематизировать поступающие данные. Таблица состоит из пяти граф: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал», «Главные слова», «Источники информации».

На стадии вызова формулируем тему занятия. Затем вспоминаем (сначала индивидуально, затем – в парах, и, наконец, в группах) все, что нам известно по данной теме. Сведения записываем в первую графу. Источники, благодаря которым смогли вспомнить эти данные, записываем в пятую графу. Сразу выделяем главные слова, которые предполагаем использовать при изучении данной темы, и вносим их в четвертую графу.

Затем формулируем вопросы, интересующие нас в изучаемой теме, и записываем их во вторую графу.

На стадии осмысления под руководством учителя ищем ответы на поставленные вопросы и заносим их в третью графу.

2. Кластер – обобщение имеющихся у учащихся знаний при помощи выделения смысловых единиц текста и графического оформления их в определенном порядке. В центре помещаем тему, вокруг размещаем крупные смысловые единицы, к ним присоединяем более мелкие.

3. «Пирамидная история» применяется как на уроках по составлению текстов, так и на уроках по пересказу готовых произведений; помогает преодолеть ряд трудностей, которые возникают в процессе работы над развитием речи.

4. Синквейны используются в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, среза понятийного и словарного багажа учащихся. Это стихотворение из пяти строк, которое строится по определенным правилам.

5. «Зигзаг» используется для изучения и систематизации большого по объему материала, учит анализировать текст совместно с другими людьми, вести исследовательскую работу в группе, доступно передавать информацию другому человеку, самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

В своем классе постоянно провожу диагностику сформированности критического мышления. Результаты показывают высокую эффективность использования данной технологии для формирования универсальных учебных действий, прочного усвоения знаний. На конец 4 класса 90% учащихся класса могли самостоятельно сформулировать вопросы по возникшей проблеме и учебную задачу; 100% самостоятельно формулируют тему урока, 83,3% верно выделяют ключевые слова, 73,3% могут вести исследовательскую работу в группе.

Тем, кого заинтересовала данная технология, советую также познакомиться со следующими стратегиями: «Направляемое изложение», «Идеал», «Толстый и тонкий вопрос», «Направляемое чтение».

Оставить комментарий
3
Способы снижения психологического напряжения, возникающего у обучающихся начальной школы в процессе обучения

Едемская А.Ф. (МБОУ «СОШ №16» г. Северодвинска)

 

Способы снижения психологического напряжения, возникающего у обучающихся начальной школы в процессе обучения

 

Федеральные Государственные Образовательные Стандарты предъявляют требования к учащимся не только к уровню освоения учебной программы, но и к их общекультурному и личностному развитию. Со стороны педагога процесс обучения должен быть выстроен не только методически грамотно, но и подкреплён знаниями психологии младших школьников, компетентностью в вопросах мотивации и навыков саморегуляции.

Чтобы освоить школьную программу ребёнок должен обладать устойчивостью познавательных процессов (внимания), развитым мышлением, объёмом памяти и умением переносить изученный материал в различные жизненные ситуации. На практике получается, что в 1 класс приходят дети условно готовые к школьному обучению, у которых не сформированы учебные навыки, психологические процессы и мотивация. Эти дети утомляемы и хорошо включаются в урок преимущественно в игровых моментах. Они с трудом ориентируются в тетради и не соблюдают орфографический режим, воспроизводят буквы в зеркальном отражении и т.д. Сниженная работоспособ-ность и недостаточно развитая пространственная ориентировка связаны с неравномерностью развития головного мозга. Сбои в процессе зрительно-моторной координации приводят к отставанию в обучении письму и чтению, а так же к трудностям в усвоении математических и лингвистических понятий…

Таким образом, ребёнок с подобными проблемами понимает, что он не достаточно успешен в учебе по сравнению с одноклассниками и погружается в ситуацию неудачи. Учителю необходимо продумать работу по снятию психологического напряжения. Наряду с традиционными методами психоло-гической и физиологической разгрузки существуют методики, широко исполь-зуемые в работе психологов и логопедов, которые помогают в движении влиять на функции высшей нервной деятельности и развитие речи, внимания, памяти.
Физминутки это не просто требование СанПина, а физологическая необходимость для младшего школьника. С их помощью снимаются застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Специфические двигательные упражнения объединяют в себе физическую разминку и развитие произвольности и самоконтроля. Этому способствуют кинезиологические упражнения, которые повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

1. «Кулак-ребро-ладонь». Ребенку показывают три положения руки: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе.

2. «Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет инструктор. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя.

3. «Ухо-нос». Ребенку предлагают левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

Во время урока необходимо и полезно проводить гимнастику для глаз. Традиционные упражнения гимнастики для глаз направлены на укрепление глазных мышц, на снятие напряжения и предупреждение утомления. Глаз – это часть мозга и поэтому движения глазного яблока напрямую отражаются на работе мозга. Подобранные специфические упражнения позволяют не только эффективно снимать зрительное напряжение во время урока, но и помогают устранять негативные эмоции и эффективно работать над формированием зрительно-моторной координации.

Учёными выяснено, что ритмичные вертикальные движения глаз – вверх и низ – оказывают успокаивающее действие. При диагональных движениях сверху слева, вниз- направо производится закрепление позитивных качеств (уверенность в себе). Круговые и в форме восьмерки движения значительно улучшают фонематический слух [Хромов, 2007, с. 69]. В процессе урока мною используется специфическая гимнастика - «Гимнастика для мозга». Перед детьми располагается запись с хорошо различимыми столбиками:


2 1 2 2 1 2 1 1 2
← ↑ → ← → ↑ ← ↑ →


Первая строчка обозначает количество хлопков, которое дети должны выполнить. Вторая строчка – направление движения глаз. Упражнение заключается в выполнении нужного количества хлопков с одновременным движением глаз в указанную сторону. Выполняется по столбикам. Например: 2 хлопка с одновременным взглядом влево далее 1 хлопок с одновременным взглядом вверх и т.д. Данное упражнение полезно для формирования зрительно-моторной координации и профилактики оптической дисграфии.

Таким образом, для снижения психологического напряжения, мы можем использовать не только общеизвестные формы и приемы, но и объединять их с элементами коррекционной работы с обучающимися. Подобранные специфические упражнения могут использоваться на уроке не только в целях психологической разгрузки, но и для профилактики оптических дисграфий, улучшения концентрации внимания и сохранения работоспособности во время уроков и контрольных работ. Упражнения легко применимы в практической работе учителя.

Список литературы
Хормов Н.И. Методы обучения детей с различными типами обучаемости. М., 2007.

Оставить комментарий
4
Вместе дружно строим дом. Коллективный проект обучающихся 4-х классов. (Внеклассное мероприятие)

Емельянова Ф.А. (МБОУ СОШ № 1, г. Мирный)

 

Вместе дружно строим дом.
Коллективный проект обучающихся 4-х классов.
(Внеклассное мероприятие)

 

Цель: Ознакомление учащихся с обычаями и приданиями старины, символикой оберегов.

Задачи:расширить кругозор обучающихся, познакомить со славянским фольклором, народными традициями и обычаями; совершенствовать умение работать в группе, развивать фантазию и творческие способности, воспитывать уважение к народным традициям.

Материалы и оборудование: изготовленные из бумаги отдельные детали дома (сруб, крыша, крыльцо, труба, дым) - по 2 штуки разных размеров, окна - 6 штук, сундучок домовёнка, фигурка петушка на крышу, полотенце с солярным знаком, скотч.

Дети готовятся к мероприятию заранее.

Ход мероприятия


Учитель:– Здравствуйте, ребята. Наступило время для весёлых народных игр.
(Из-за двери слышится тихий плач.Появляется Домовёнок с сундучком в руках)

Учитель:– Ребята, как вы думаете, кто это?
Только что-то наш гость буйну голову повесил? Здравствуй, домовой, хозяин дома! Что у тебя случилось?

Домовёнок:– Дом мой сгорел. Я-то со страху убежал, но заблудился. Не знаю, что теперь делать, где свою деревню искать? Где мне жить? Все дома-то уже заняты домовыми, а два в одной избе никогда не уживаются! А я люблю в хорошем, прочном доме жить, чтобы он был построен по всем древним правилам крестьянской науки. И чтобы люди в нём жили работящие, тогда и я им помогать буду.

Учитель:– Ребята, что делать будем?
Домовёнок, ребята решили тебе помочь. Построим тебе дом, да не один, а сразу два! Какой раньше поставят, да лучше украсят, в том и поселишься.
(Дети заранее разделены на две команды)
Две бригады строителей готовы к работе. Только вот беда, многое из обычаев да обрядов строительства древнерусского северного дома мы забыли. Ты уж, Домовёнок, нам подсказывай, советуй.

Домовёнок:– Сначала надо выбрать место для строительства дома.

Учитель:– По каким приметам выбирали место для избы?
(Команды отвечают по очереди, называя по одной примете. За правильные ответы команды получают жетоны. Ответы: дом не строят там, где была дорога, стояла баня, на пожарище, заброшенном месте из-за мора, на спорном участке, месте, где была пролита кровь, где находили кости, где опрокидывался воз. Дом строят там, где останавливается на отдых домашний скот, на обжитом месте, на месте, выбранном ведуном) (Семёнова, 2001, с.116)
Выбрали место. Как его нужно пометить?

Домовёнок:– Я вам подскажу. Надо очертить круг.
(Для победившей команды на доске чертится круг побольше, для проиг-равшей - поменьше)
А почему именно с этого знака начинается строительство дома и как его проводили на земле?
(За правильный ответ команда получает рисунок окна. Круг - символ солнца, которое считалось оберегомс древнейших времен. Будущий хозяин с помощью сохи пропахивал борозду на земле и замыкал круг)(Семёнова, 2001, с. 116)

Учитель:– Начинаем заготовлять брёвна для строительства дома. Для этого вы должны ответить на вопросы.
- Какие виды деревьев использовались для строительства? (сосна, пихта, кедр, лиственница)
- Когда заготавливались деревья? (Зимой, когда дерево "спит")
- Какие деревья выбирались? (Длинные, ровные)
- Какие деревья не брали для строительства? (Кривые, с дуплами, упавшие при рубке вершинами на север или на запад)
- Как валили дерево? (У дерева просили прощение, а срубали его только топором)

Домовёнок:– Ребятушки, погодите, не спешите! Ещё не все мы с вами обряды совершили.
- Почему в центре застройки высаживали берёзку?(Берёзка символизировала мировое дерево).
- Что клали под углы первого венца сруба? (Клочок шерсти для тепла, зерно - чтобы в доме не переводился хлеб, деньги - чтобы в доме был доста-ток)(Семёнова, 2001, с. 119)
(По результатам конкурса учитель вручает победившей команде рисунок сруба побольше, проигравшей - поменьше.Срубы прикрепляются в нарисованных кругах)

Учитель:– Надо скорее крышу ставить, а то не ровен час дождь пойдёт, всю постройку замочит. А вот и задание командам - вспомнить да назвать ос-новные части крыши. Кто больше назовёт, у того и крыша раньше появится. (Конёк, кровля, лоб, охлупень, причелина, слега)

Домовёнок:–Молодцы, ребята! Под крышу дом подвели. А вот вопрос у меня трудный, кто ответит на него, у того особый знак на крыше поселится. Почему крышу треугольной делали? (Крыша напоминала о небесном своде и о том, как в течение дня солнышко путешествует по небу)(Белов, 1989, с.372-373)
(Дети прикрепляют крыши и победившая команда - полотенце с солярным знаком).

Учитель:– Какая-то изба у нас грустная, чего-то ей не хватает. (Окон)
Вот давайте этим и займемся. Отвечайте правильно на вопросы, чтобы наш дом радовал Домовёнка весёлыми окошками.
- Почему оконным проёмам придавалось такое большое значение? (Окна - "глаза" дома, пропускали солнечный свет)
- Как назывались специальные доски вокруг окна? (Очелье, наличники, ставни)
- Что изображалось на этих досках? (Круги, розетки - знаки солнца, квадраты, ромбы - знаки плодородия земли, волнистые линии - знаки воды, птицы - символы солнца)
- Зачем всё это изображалось на оконных досках? (Обереги от нечистой силы)
- Почему ставни закрывали на ночь? (Защищали дом от злых сил, когда солнце не может оберегать дом и людей)
- Почему двери и порогу придавали большое значение? (Это главные границы между внутренним миром дома и внешним, чужим миром)(Семёнова, 2001, с.123)
(Дети прикрепляют на домиках по 2 или 3 окна в зависимости от результатов конкурса.Команда, которая получила рисунок окна ранее, прикрепляет его между скатами крыши)
- Осталась у нас дверь с крыльцом. Кто вспомнит обычаи русского народа, связанные с порогом? (На пороге нельзя стоять, сидеть, через порог нельзя здороваться, прощаться и говорить, нельзя ничего подавать и брать, через порог переносят невесту во время свадьбы)(Семёнова, 2001, с.134)
(Победителям вручается крылечко побольше, проигравшим - маленькое)
- Домовёнок, дома готовы, просим выбирать и селиться.

Домовёнок:– Оба дома хороши, но я не только дом выбираю, но и хозяев. Домового уговаривали в новый дом переехать, упрашивали. Вот и вам предстоит это сделать. Вспомните, кто мы такие - домовые, да как ваши предки приглашали нас в новый дом. Я послушаю да окончательно решу.
(Домовой - дух домашнего очага - живёт в том углу, где стоит печь, помогает вести хозяйство, ухаживает за домашним скотом. Хозяева угощают его хлебом с солью, кашей, медовыми напитками, на новоселье просят переехать в новый дом. Переезжать домовой любит на хлебной лопате, на помеле)
- Обе команды старались, но жить я могу только в одном доме. Да и петушок в моём волшебном сундучке один. И прикрепляю я его на крышу вот этого дома. А вы, друзья, не огорчайтесь. У меня много друзей среди домовых. Кто-нибудь и в вашей избе, красивой да нарядной, поселится.

Учитель:–Спасибо, что не оставили нашего Домовёнка в беде. И вместо потехи занялись важным и трудным делом - строительством дома!

Поработали мы дружно

Нам сказать друг другу нужно:

Избы построили на славу!

И гордимся мы по праву

Тем, что на севере живем

И хорош наш русский дом!

Библиографический список


1. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике-М:Молодая гвардия,1989.
2. Мария Семёнова Быт и верования древних славян - СПб: Азбука - классика, 2001.

Оставить комментарий