Агентство образовательных инициатив,

прикладных исследований и консалтинга "ПЕРСПЕКТИВЫ"

Для тех, кто учит и учится!

Есть вопросы? Задавайте!

ЭВРИКА

электронный журнал для учащихся


РУБРИКА ««Исследовательские работы: ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ»
1
БАБА-ЯГА В РУССКИХ НАРОДНЫХ И СОВРЕМЕННЫХ СКАЗКАХ

Дудина О.Ю. (МКОУ СОШ с УИОП № 2 им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области)

 

БАБА-ЯГА В РУССКИХ НАРОДНЫХ И СОВРЕМЕННЫХ СКАЗКАХ

Введение. С самого раннего детства сначала мама читала мне сказки, а потом я сама начала их читать. Но не все персонажи привлекали меня. Я, как и другие дети, очень боялась таких злодеев, как Баба-Яга, Кощей Бессмертный и т.д. Всем знаком образ Бабы-Яги – старухи с метлой, пролетающей над лесом в своей ступе. Я заинтересовалась: кто такая Баба-Яга,откуда мог взяться в русских народных сказках этот образ? Я попыталась разгадать тайны об этой сказочной героине.
Объект исследования – Баба-Яга.
Предмет исследования – образы Бабы-Яги в сказках.
Цель работы – исследовать образы Бабы-Яги в русских народных и современных сказках.
Задачи:
1. Выяснить, где живёт сказочная Баба-Яга.
2. Определить её возраст, внешний вид, характер.
3. Узнать о её волшебных вещах и слугах.
4. Проанализировать дела и поступки Бабы-Яги.
5. Спроектировать свой образ Бабы-Яги.
Гипотеза: Баба-Яга – злая ведьма, поскольку она всем вредит, колдует, создаёт на пути трудности, похищает детей, у неё страшный внешний вид.


Обзор источников и литературы


Собиратель и исследователь русских народных сказок А.К. Афанасьев считает, что прежде чем стать сказочным персонажем, Баба-Яга была существом мифологическим. В старые времена Баба-Яга была берегиней, хозяйкой леса и зверей. А вот В. Даль писал о том, что Яга – это ведьма, злой дух в образе безобразной старухи. В книге А. Усачёва «Большая книга Бабы-Яги» написано, что имя своё она получили от старинного слова «ягать», что значит кричать шуметь, ругаться, бушевать.
Анализ русских народных сказок («Царевна-лягушка», «Баба-Яга», «Баба-Яга и заморышек», «Василиса Прекрасная», «Гуси-лебеди», «Финист Ясный сокол», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде») и современных сказок (А. Усачёв «Баба-Яга – золотая нога», Г. Александрова «Домовёнок Кузька и его друзья. Дом для хорошего настроения», Г. Александрова «Домовёнок Кузька и его друзья. Дом для плохого настроения», М. Мокиенко « Как Баба- Яги сказку спасали», О. Пройслер «Маленькая баба-яга», Э. Успенский «Вниз по волшебной реке») показал различные образы Бабы-Яги.
Также мы разработали форму записи сведений о Бабе-Яге. Я назвала эту форму «Паспорт Бабы-Яги», который я вкладывала в Приложение. Там были следующие пункты: Название книги; Место обитания; Возраст; Внешний вид; Характер; Как передвигается?; Волшебные вещи; Животные, служащие Бабе-Яге; Положительный или отрицательный персонаж. Так были описаны образы Бабы-Яги из каждой сказки.


Основная часть

1. Методы исследования:


Знакомство с научной литературой.
Чтение и анализ сказок.
Разработка «Паспорта Бабы-Яги» и его заполнение по каждой сказке.
Составление общей таблицы «Баба-Яга в сказках»
Анализ полученных результатов
Сравнение результатов.
Составление диаграмм.
Обобщение.
Проектирование.


2. Где живёт сказочная Баба-Яга?


Когда я прочитала все сказки, то всю информацию записала в «Паспорта Бабы-Яги». И там легко смогла найти ответ на вопрос: «Где живёт баба-Яга?» В 7 сказках она живет в лесу, в избушке на курьих ножках («Царевна-лягушка», «Финист-ясный сокол», Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Гуси-лебеди», М. Мокиенко «Как Бабы-Яги сказку спасали», Э. Успенский «Вниз по волшебной реке»). Вот как показано место проживания Бабы-Яги в сказке Усачёва «Баба-Яга – золотая нога»: «В чащобе глухой, средь лесов и болот, где хор лягушачий ночами поёт, где только осока да ёлки, да воют голодные волки. Стояла избушка на курьих ногах…..»
Баба-Яга в сказках может жить в лесу в избушке: «В дремучем лесу избушка Яги-Бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами;…» (в сказках О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга» и «Василиса Прекрасная»); в хатке: «Стоит в лесу хатка, а в ней сидит Баба Яга» (сказка «Баба-Яга»); на поляне: «Посреди поляны ...избушка ... без окон, без трубы..» (Т. Александрова «Домовёнок Кузька», «Дом для плохого настроения» (часть 3)); в белокаменных палатах: «За тридевять земель на крутой горе стоят белокаменные палаты, высокой стеной обведены, у ворот железные столбы..» (в сказке «Баба-Яга и Заморышек»); в сладком доме: «…Посреди лужайки дом. Не куриная изба, не на курьих ножках. Из трубы дымок идёт… Крыша из коржиков, ставни вафельные, окна леденцовые, вместо порога пирог..» (А. Александрова «Домовёнок кузька», «Дом для хорошего настроения»). Но в основном Баба- Яга живёт в лесу в избушке на курьих и в основном в русских народных сказках. Там самым передаётся её таинственность и загадочность. Я сразу представляю хозяйку такого дома злой и кровожадной.


3. Характеристика образа Бабы-Яги


Сейчас мы исследуем образ (возраст, внешний вид, характер) Бабы-Яги.
В 3 исследуемых сказках возраст указан. Причём сказки эти современных авторов. В русских народных сказках возраст не указан. В сказке А. Усачёва «Баба-Яга-золотая нога» Яге «без малого 100 лет». У О. Пройслера«маленькая Баба-Яга» ей «127 лет». А в сказке « Как Бабы-Яги сказку спасали» М. Мокиенко старушке более «500 лет».
Так же в сказках я узнала как выглядит Баба-Яга: «…зубы – на полке, а нос в потолок врос» («Царевна-лягушка»); «Ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос»; «сама черная, а во рту один клык торчит» («Финист-ясный сокол»); «У старшей костяная нога» (М. Мокиенко «Как Баба-Яги сказку спасали»). Как мы видим, в описании портрета этой героини чаще всего используется отрицательная лексика: беззубая, костяная нога, нос крючком. Из этого сложился у меня образ отрицательного персонажа.
Но в одной сказке современного автора А. Александровой «Домовёнок Кузька» «Дом для хорошего настроения» перед нами встает совсем противоположный образ: «Уж я босая, простоволосая, одежонка моя поистерлась. Голосищем мужик, а на голове кокошник золотом горит, самоцветными камнями переливается. На ногах сапожки-зелёные, сафьяновые, с красными каблуками. Сарафан алый, как утренняя заря…»
Значит, не такой уж страшной может быть Баба-Яга.


4. Дела и поступки Бабы-Яги


В характеристике любого литературного героя обязательно оценивают поступки персонажа и его речь, так как по ним можно сделать вывод о характере и его внутреннем мире. Снова обращаемся к «Паспорту Бабы-Яги». Там хорошо можно увидеть, что в 6 сказках Баба-Яга отрицательный герой.
Обратимся к поступкам Бабы-Яги. В сказках «Гуси-лебеди», «Баба-яга и Заморышек» Баба-Яга совершает злые поступки: крадёт братца Иванушку («Гуси-лебеди»), пытается убить братьев («Баба-яга и Заморышек»).
Злой характер героини выдаёт и её речь, в которой содержатся угрозы.
– Эй вы, слуги мои верные! Рубите незваным гостям буйны головы («Баба-яга и Заморышек»); «…А у меня от гостей одни косточки остаются» (Т. Александрова «Домовёнок Кузька»); «Баба-Яга – жжёт и палит!», когда гонится за братьями в сказке «Баба-Яга и Заморышек».
Но в большинстве сказок (в 7 из прочитанных мною) Баба Яга совершает добрые поступки. Она помогает Марьюшке найти Финиста – ясного сокола («Финист – ясный сокол»); помогает детям выбраться из леса: «…она усадила их за стол, налила им кофе и дала каждому праздничного пирога... Потом она вывела из лесу» («О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга»); Баба-Яга в сказке «Царевна –лягушка» «Накормила, напоила, в бане выпарила… Указала ... в каком месте растёт этот дуб».
В речи этого персонажа мы слышим выражения, характеризующие её как доброго человека, близкого к народной культуре. Ласково она обращается к пришедшим в её дом: «добрые молодцы» («Баба-яга и Заморышек»), «красная девица» («Финист – ясный сокол»), «девица» («Гуси-лебеди»), «голубчик» («Заколдованная королевна»).
С той же лаской относятся к ней и герои сказок: Василиса Прекрасная, называет её «бабушкой»: – Это я, бабушка! Мачехины дочери прислали меня за огнем к тебе («Василиса Прекрасная»); – Здравствуй, бабушка! Скажи, как бы мне отыскать мою прекрасную королевну? («Заколдованная королевна»); «… А вы , бабушка, кто?» обращается Митя в сказке Э. Успенского («Вниз по волшебной реке»).
Значит, Баба-Яга в основном положительный герой, это подтверждают исследуемые мною сказки.


5. Слуги и волшебные вещи бабы-Яги


Совместно с Бабой-Ягой живут животные, которые ей служат – это собака, кот, волшебные кони, быки, мышка, гуси-лебеди, ворон. Она обращается с ними жестоко:
«Я тебе сколько лет служила, ты мне косточки не бросила, а она мне ветчинкой угостила!» – говорит собака в сказке «Василиса Прекрасная»;
«Я тебе сколько лет служу, ты мне косточки не бросила, а девочка меня хлебца дала», – говорит кот в сказке «Баба-Яга».
Она использует их для охраны жилья и похищенных людей или гостей: «Бросились было на неё собаки, хотели девочку рвать, кусать, только она им хлебца бросила» («Баба-Яга»); «А гуси за нею в погоню летят; нагоняют злодеи, куда деваться?» («Гуси-лебеди»).
Эти животные – злые персонажи в начале сказки, но благодаря людской доброте они становятся добрыми и встают на их сторону. Не зря говорят: «Добро побеждает зло».
Но в сказках баба-Яга сама дает волшебного коня и дает совет: «Доедешь до стены — и бей коня по бокам плетью нехлестанной. Конь через стену перескочит. Ты коня привяжи и иди в сад. Увидишь яблоню с молодильными яблоками, а под яблоней колодец. Три яблока сорви, а больше не бери. И зачерпни из колодца живой воды кувшинец о двенадцати рылец. Девица Синеглазка будет спать, ты в терем к ней не заходи, а садись на коня и бей его по крутым бокам. Он тебя через стену перенесет» («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»).
Кроме говорящих животных у Бабы-Яги есть волшебные вещи, которые она дарит гостям: «Вот тебе клубок: куда он покатится – ступай за ним смело» («Царевна- лягушка»); В волшебном блюдечке можно наблюдать за жизнью других, и даже благодаря ему помогли царю Макару спасти его царство: «Они сидели и смотрели ,как яблочко катается по блюдечку. – Ох, не успели мы! Ох, не успели предупредить!» («Вниз по волшебной реке»).


6. Передвижение Бабы-Яги


Необычным средством передвижения Бабы Яги является ступа (в 5 сказка), в которой она может летать в поисках своей излюбленной пищи – маленьких детей, которых злая ведьма пытается изжаривает в своей печи: … Выехала из леса Баба Яга – в ступе едет, пестом погоняет, помелом заметает («Василиса Прекрасная»). Но Яга не всегда передвигается на ступе, она может летать на метле: «Чем мучиться зря, я в Москву полечу Да ногу больную свою подлечу..» (Баба-Яга –золотая нога»). А ещё Она передвигается в избе: «Избушка, избушка, вперёд шагом марш!» («Вниз по волшебной реке»). Так как у неё служат животные, то она также передвигается на конях: «Возьми, дитятко, моего коня. Мой конь будет бойчее, довезет он тебя до моей средней сестры» («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»). В трёх исследуемых сказках не указано, как Баба-Яга передвигается («Царевна- лягушка», «Финист – ясный сокол», Т. Александрова «Домовёнок Кузька»).


Заключение


В процессе выполнения настоящей работы было проведено исследование сказок, касающихся выбранной темы.
Наши наблюдения позволяют ещё раз убедиться в народной мудрости: «По одёжке встречают, по уму провожают».
Поставленные цели и задачи исследования выполнены.
Исследование частично подтверждает гипотезу, что Баба-Яга – злая ведьма, но в большинстве сказок она не всегда злая ведьма; может быть доброй; часто она помогает герою, спасает его; Баба-Яга может быть весёлой и смешной, а иногда даже красавицей.
Но и сейчас нельзя не согласиться с тем, что некоторое обаяние в облике «лесной старухи» сохранилось, иначе чем ещё объяснить его популярность у маленьких читателей России? Ещё многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба–Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки ещё раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и викторин.
Изучаемая в работе проблема представляется очень важной, так как в настоящее время существует несколько версий о происхождении образа Бабы-Яги. Поэтому очень важно, на наш взгляд, продолжить начатую работу, но уже с целью раскрытия мотивов поступков Бабы-Яги. Сказка – продукт своей эпохи: «Сказка ложь да в ней намёк добрым молодцам урок».
Выражаю огромную благодарность моим руководителям – моей маме Марине Николаевне, моей учительнице Светлане Кирилловне и моему консультанту – Елене Васильевне.


Список литературы


Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. СПб., 1869.
Даль В.И. Толковый словарь русского языка: в 4 т. М., 1991.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946.
http://legendy.claw.ru/shared/6/information/024.html
http://sueverija.narod.ru
http://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm
http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm
http://www.zankovcom/lit-met3.htm
http://sf.perm.ru/kd_dop_baba.shtml

Оставить комментарий