Агентство образовательных инициатив,

прикладных исследований и консалтинга "ПЕРСПЕКТИВЫ"

Для тех, кто учит и учится!

Есть вопросы? Задавайте!

ЭВРИКА

электронный журнал для учащихся


РУБРИКА «Исследовательские работы: ПСИХОЛОГИЯ»
1
РОЛЬ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТАРШЕКЛАССНИКА

Щелин М.А. (10 класс МБОУ «СОШ № 19» г. Северодвинска)

 

РОЛЬ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ
НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТАРШЕКЛАССНИКА

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Потребности современного общества, его духовных и материальных сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Умение правильно построить общение со сверстниками, людьми старшего и младшего возраста будет способствовать личностному развитию человека, его способностям. Приведем пример. Возьмем троечника, который постоянно списывает, и отличника, который всё делает сам. У кого будут коммуникативные навыки выше? Скорей всего, у троечника, так как для достижения своей цели (например, списать домашнее задание) придётся договориться с одноклассниками, чтобы получить желаемое. Общение в старших классах является неотъемлемой частью взаимодействия с родителями, с одноклассниками, с учителями, с противоположным полом и др. Также коммуникативные навыки необходимы при выборе дальнейшего профессионального пути старшеклассников. Умение правильно договариваться с людьми, поможет добиться желаемых целей в жизни. Также, с высоким уровнем коммуникабельности человек становится более уверенным в себе. Поэтому общение - это важная составляющая жизни человека, особенно в старшем школьном возрасте, когда человек готовится к самостоятельной взрослой жизни.

Цель нашей исследовательской работы – выявить уровень коммуникабельности и ее влияние на формирование личности у старшеклассников.

Задачи:

1) Выявить возрастные особенности юношеского возраста;

2) Изучить литературу по проблеме общения у старшеклассников и выявить роль коммуникабельности на формирование личности в юношеском возрасте;

3) Провести исследование на выявление коммуникабельности у старшеклассников;

4) Обработать результаты и сделать выводы по проведенному исследованию.

В исследовании принимали участие учащиеся 10-11 классов МБОУ «Средней общеобразовательной школы №19» в количестве - 45 человек.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Возрастные особенности старшеклассников

На протяжении истории человечества процесс взросления удлиняется по мере роста требований (профессиональных, правовых, нравственных и т.д.), предъявляемых к члену социума, и с учетом возможностей общества нести дополнительные затраты на длительное содержание и обучение подрастающего поколения. Юношеский возраст выделился исторически недавно и составляет часть развернутого переходного этапа от детства к взрослости, точнее, от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни (4, с. 263)

Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (раннюю и позднюю). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Например, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии же 16—18-летних считают юношами. (1, с.15)

В юношеском возрасте происходят существенные морфофункциональные изменения, завершаются процессы физического созревания человека. Жизнедеятельность в юности усложняется: расширяется диапазон социальных ролей и интересов, появляется все больше взрослых ролей с соответствующей им мерой самостоятельности и ответственности. На этот возраст приходится много критических социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность реализации активного избирательного права, возможность вступить в брак. Многие молодые люди в этом возрасте уже начинают трудовую деятельность, задача выбора профессии и дальнейшего жизненного пути встает перед каждым. В юношеском возрасте в большой степени утверждается самостоятельность личности. (4, с.264)

В ходе изучения литературы, мы выявили, что существуют теории перехода к взрослости. Такими теориями являются биогенетические, психоаналитические, социологические, психологические. Более значимыми для нас являются психологические теории. Они придают важнейшее значение субъективной стороне, характерным чертам внутреннего мира и самосознания взрослеющего индивида, его вкладу как активного творца собственного взросления.

Разнообразие индивидуальных вариантов перехода к взрослости привело к тому, что в последние десятилетия исследователи все чаще используют понятие задачи развития. В первую очередь они были сформулированы в области юношеской психологии. Решение возрастных задач определяется, как появление способности человека решать те или иные проблемы. (4, с.263)

Так, Р. Хавигхерст в период взросления выделил такие возрастные задачи:

— принятие собственной внешности, осознание особенностей своего тела и формирование умений эффективно его использовать (в труде, спорте и т.д.);

— усвоение мужской или женской роли (складывание индивидуальной структуры своего тендерного поведения, своего «образа» тендерной роли, внутренней позиции мужчины или женщины; например, для девушки это может быть образ «тургеневской девушки», «своей в доску» девчонки или «роковой красавицы»);

— установление новых и более зрелых отношений со сверстниками обоих полов;

— завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых;

— подготовка к профессиональной карьере, обучение нацелено на получение профессии (в вузе или непосредственно на рабочем месте, и даже еще в школе — при дифференцированном отношении к разным учебным предметам, при посещении подготовительных курсов);

— подготовка к браку и семейной жизни, приобретение знаний и социальной готовности принять на себя ответственность, связанную с партнерством и семьей;

— формирование социально ответственного поведения, гражданской активности (в том числе политической, идеологической, экологической и т.д.);

— построение внутренней системы ценностей и этического сознания как руководства для поведения. (3, с. 148-149)

Некоторые психологи (Д.Б. Эльконин, А.В, Леонтьев и т.д.) основной ведущей деятельностью в юношеском возрасте считают учебно-профессиональную деятельность. Другие психологи говорят о профессиональном самоопределении как ведущей деятельности в ранней юности. И.В. Дубровина уточняет, что к моменту окончания школы о самом самоопределении говорить рано, ибо это только намерения, планы на будущее, не реализованные еще в действительности. В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению. Готовность к самоопределению означает определенную зрелость личности, т.е. сформированность психологических образований и механизмов, обеспечивающих возможность роста личности сейчас и в будущем. (2, с.398-400)

Содержание психологической готовности к самоопределению включает в себя различные аспекты, такие как:

— сформированность на высоком уровне психологических структур: теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии;

— развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека — члена общества, потребность в общении, потребность в труде, нравственные установки, ценностные ориентации, временные перспективы);

— становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним. (4, с. 263)

В своей работе мы будем изучать уровень развития коммуникабельности (общения) у старшеклассников. Именно этот аспект мы и будем рассматривать в следующей главе.

Коммуникабельность в юношеском возрасте

Коммуникабельность (от латинского - соединимый, сообщающийся) - способность к установке связей. В психологии общения, коммуникабельность - это умение налаживать контакты, способность к конструктивному и взаимообогащающему общению с другими людьми. Коммуникабельность является одним из определяющих навыков успешного социального взаимодействия, затрагивающим как профессиональные, так и личные отношения. (6)

В словаре А.В. Петровского коммуникабельность - [лат. communicatio — общаться] — готовность и умение легко устанавливать, поддерживать и сохранять позитивные контакты в общении и взаимодействии с окружающими. (7)

Содержание и характер общения юношей со всеми категориями партнеров определяются решением проблем, связанных со становлением и реализацией их как субъектов отношений в значимых сферах жизнедеятельности. Ценностно-смысловая доминанта общения обнаруживается в ведущей тематике бесед старшеклассников: обсуждение личных дел (своих и партнеров), взаимоотношений людей, своего прошлого, планов на будущее, взаимоотношений юношей и девушек, отношений с товарищами, отношений с учителями, отношений с родителями, своего развития — физического, интеллектуального.

Юноши и девушки нуждаются в общении с близкими взрослыми, в обращении к их жизненному опыту в решении проблемы самоопределения, но эффективное взаимодействие возможно только в условиях сотрудничества на основе взаимопонимания и взаимоподдержки. Смысл доверительного общения с взрослыми для старшеклассников состоит в возможности найти понимание своих проблем, сочувствие и помощь в их решении. Доверительность в общении как уважение к личности молодого человека, как вера в его потенциальную способность справиться с жизненными трудностями — важнейшая основа для новой гармонии детско-родительских отношений. (4, с.278)

В жизнедеятельности старших школьников важная роль принадлежит их общению с ровесниками. Этому процессу свойственны следующие тенденции:

а) расширение сферы общения. Проявляется оно в увеличении времени, ученики тратят на общение (три-четыре часа в будни, семь-девять часов в выходные), в существенном расширении его социального пространства (среди ближайших друзей старшеклассников - учащиеся других школ, училищ, студенты высших учебных заведений), географии, в ожидании общения (в активном поиске его постоянной готовности в коммуникативных контактов);

б) индивидуализация (избирательность) общения Свидетельством индивидуализации отношений является четкое отграничение их сути от окружения, высокие избирательность в дружбе и уровень требований к общению в паре

В расширении сферы общения реализуется потребность переживать новые впечатления, приобретать новый опыт, чувствовать себя в новой роли, а также потребность в его избирательности, самовыражения и понимании со стороны в других Удовлетворение этих проблем связано с глубокими личностными переживаниями школьников.

Мотивами неформального общения в паре и в группе является поиск благоприятных психологических условий для коммуникативного взаимодействия, ожидания сочувствие и сопереживание, потребность в искренности и единства во взглядах, самовыражении. Однако, юношеская коммуникабельность часто бывает эгоцентричной, поскольку потребность в самовыражения, раскрытии своих переживаний доминирует над интересом к чувствам и переживаниям другого, дает взаимную напряженность в отношениях, недовольство ими.

Эмоциональная привязанность в межличностных отношениях на этапе юношеского возраста реализуется в дружбе, которая является школой самораскрытия личности, понимания другого человека. Ее критериями старшеклассники считают взаимопонимание, взаимопомощь, верность и психологическую близость. (5)

Таким образом, коммуникабельность в юношеском возрасте играет огромную роль в построении межличностных отношений как со взрослыми, так и со сверстниками. Она влияет на формирование самой личности старшеклассника, а именно на его саморазвитие и развитие всех сфер жизнедеятельности. И для выявления коммуникабельности учащиеся нашей школы мы будем изучать уровень развития общения у старшеклассников, что и отразим в следующей главе.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Выявление уровня коммуникабельности у старших школьников

Вданной главе мы представили свою исследовательскую деятельность, цель которой - выявить уровень коммуникабельности у старших школьников. Нами были поставлены следующие задачи: 1) подобрать методику на выявление уровня коммуникабельности старших школьников; 2) провести исследование; 3) обработать и проанализировать полученные данные.

Для выявления уровня коммуникабельности мы взяли методику В.Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности».Данная методика дает возможность определить уровень коммуникабельности отдельного человека. Несомненным плюсом методики являются: во-первых, он подходит для людей разной возрастной категории. Во-вторых, методика делает точную диагностику личностных и профессиональных проблем в общении, а также дает развернутые рекомендации испытуемому: как изменить свое психическое, эмоциональное поведение, побороть комплексы. Испытуемым предлагается ответить на 16 вопросов. Используются следующие варианты ответов — «да», «иногда» и «нет». (Приложение 1) Полученные в результате тестирования баллы суммируются (за ответ «да» - 2 балла, за ответ «иногда» - 0 баллов, за ответ «нет» - 0 баллов) и определяется, к какой категории относится испытуемый.

Автор теста разработал простую для понимания квалификацию результатов: всего 7 уровней начиная с болезненных, замкнутых, необщительных до нормальных, открытых характеристик личностей. (Приложение 1) Сам автор дает следующую характеристику уровней:

1 уровень (30-31 балл) - Вы явно некоммуникабельны, и эта ваша беда, так как больше всего страдаете от этого вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

2 уровень (25-29 баллов) - Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если не ввергают вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете не довольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в вашей власти переломит эти особенности характера.

3 уровень (19-24 балла) Вы в известной степени общительны и внезнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно.

4 уровень (14-18 баллов) - У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости.

5 уровень (9-13 баллов) - Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих.

6 уровень – (4-8 баллов) - Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызывать у вас мигрень или даже хандру. Всюду чувствуете себя в свой тарелке.

7уровень (3 балла и меньше) - Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в к которых совершенно не компетентны. Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.

Испытуемыми являлись учащиеся 10-11 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19» г. Северодвинска. Всего принимало участие 45 человек.

В ходе исследования получились следующие результаты: 1 уровень – 0%, 2 уровень – 0%, 3 уровень – 0%, 4 уровень – 20%, 5 уровень – 37,7 %, 6 уровень – 35.5%, 7 уровень – 4,4%.

Таким образом, можно сделать вывод, что у 20% учащихся нормальная коммуникабельность, у 37,7% и 35,5% - общительность «бьет ключом» и у 4,4 % общительность носит болезненный характер (учащиеся слишком болтливы и многословны). Возможно, такие результаты могли зависеть от индивидуальных особенностей учащихся, а также от стиля родительского воспитания и воздействия педагогов на учащихся.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучая роль коммуникабельности и ее влияние на формирование личности современного старшеклассника, мы изучили литературу по данной проблеме.

Рассматривая возрастные особенности старшеклассников мы изучили возрастные задачи данного возраста, ведущую деятельность и различные аспекты готовности к самоопределению. Также мы рассмотрели понятие коммуникабельности и ее влияние на формирование личности в юношеском возрасте, особенности общения старшеклассников с родителями и со сверстниками. Также, изучая литературу, мы выявили, что коммуникабельность значительно влияет на формирование личности современного старшеклассника, т.к. она затрагивает важные сферы взаимодействия (с родителями, со сверстниками) и различные сферы жизнедеятельности.

В ходе проделанной нами работы, мы изучили возрастные особенности юношества. Также изучили коммуникабельность в данном возрасте и выявили уровень ее развития. Для этого мы использовали методику В.Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности». Полученные результаты показали, что у 20% учащихся нормальная коммуникабельность, у 37,7% и 35,5% - общительность «бьет ключом» и у 4,4 % общительность носит болезненный характер (учащиеся слишком болтливы и многословны).

Таким образом, мы можем говорить о том, что проблема коммуникабельности старшеклассников актуальна, ее следует изучать в дальнейшем. Также, коммуникабельность старшеклассников требует коррекции. Этому мы и хотим посвятить свою следующую исследовательскую работу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Кон И. С. Психология ранней юности, Издательство «Просвещение», 1989г – 256 с.

2) Практическая психология образования / под.ред. И.В. Дубровиной, М.

3) Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности, Издательство: М.: Мир, 1994г. – 320с.

4) Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.

5) http://uchebnikionline.com/psihologia/vikova_psihologiya_-savchin_mv/osoblivosti_spilkuvannya_ranniy_yunosti.htm

6) http://ezoterik.org/tests/test_na_kommunikabelnost.php

7) http://www.bravica.ws/ru/social-psychology/word_136.htm

Оставить комментарий