Агентство образовательных инициатив,

прикладных исследований и консалтинга "ПЕРСПЕКТИВЫ"

Для тех, кто учит и учится!

Есть вопросы? Задавайте!

ПРОФИ

электронный журнал


РУБРИКА «Иностранный язык»
1
ИКТ как средство обучения и воспитания на уроках иностранного языка

А.А. Большакова (МБОУ «СОШ № 29», г. Северодвинск)

 

ИКТ как средство обучения и воспитания на уроках иностранного языка

 

На сегодняшний день в обществе наблюдается постоянный рост влияния медиа технологий, которые наиболее сильное воздействие оказывают на детей. Современные подростки все больше предпочитают провести время за просмотром фильма, чем прочитать книгу. Они просто не представляют свою жизнь без таких средств коммуникации как: мобильный телефон, ноутбук и другие гаджеты, поэтому главным вопросом, которому уделяют внимание педагоги на сегодняшний день, является формулировка: Как же отвлечь ребенка от этих игрушек? Если рассматривать эту проблему не как трудность, а как хорошего помощника в обучении, то можно добиться хороших результатов. Научно-технический прогресс диктует нам новые требования к содержанию и организации образовательного процесса, в следствие чего появляются новые технологии и средства информации, которые благодаря приоритетному национальному проекту «Образование» активно поступают в российские образовательные учреждения [4, с. 23]. Информационные технологии можно характеризовать как систему методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи [1, с. 164].

Не секрет, что любой метод обучения обогащается за счет внедрения в него информационных технологий, однако, если в процессе обучения информатике средства ИКТ выступают одновременно объектом изучения и средством обучения, то в процессе преподавания иностранного языка они являются исключительно его средством. К средствам обучения можно отнести программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей [5, с. 15].

Обучение с использованием ИКТ осуществляется на основе системы принципов, таких как: систематичность использования ИКТ на всех этапах обучения; активность и самостоятельность учащихся; дифференцированный подход к учащимся; распределенность образовательных ресурсов; авторское участие в учебном процессе; мультимедийное представление учебной информации и т.д. [2, с. 24]
Методисты выделяют разные классификации средств ИКТ. Остановимся на одной из них. По словам Полиловой Т. А. ИКТ может обладать следующим рядом возможностей:

• Поиск литературы, в Internet с применением браузеров типа Internet Explorer, различных поисковых систем и программ для работы в режиме on-line (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru и т.д.) и работа с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование, создание слайдов-презентаций в режиме on-line и т.д.);

• Работа с текстами, используя пакет программ Microsoft Office.

• Автоматизация перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (Abby Lingvo7.0);

• Хранение и накопления информации (CD-, DVD-диски, Flash-диски);

• Общение (Internet, электронная почта, ICQ, Skype, MailAgent т.д.);

• Обработка и воспроизведение графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, WinAmp, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др. [3, с. 5].

Перечисленные средства создают благоприятные возможности на уроках иностранного языка для организации самостоятельной работы обучающихся, т.к их можно использовать как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний.

Таким образом в процессе преподавания иностранного языка с помощью ИКТ решается сразу ряд дидактических задач:

• формирование и совершенствование языковых навыков и умений чтения, письма, говорения, аудирования;

• расширение активного и пассивного словарей;

• приобретение культурологических знаний;

• формирование культуры общения;

• формирование элементов глобального мышления;

• формирование устойчивой мотивации познавательной деятельности,

• потребности к использованию иностранного языка для целей подлинного общения;

• формирование навыков работы в группе.

Например, при создании презентации, учащиеся сочетают все виды речевой деятельности: чтение, говорение, аудирование, письмо. Работа с презентацией включает в себя также развивающий и воспитательный аспекты, т.к при обработке материала развивается воображение, творческое мышление, самостоятельность, коммуникабельность, умение общаться друг с другом, проявляя уважение и внимание ко всем членам группы, к их труду. У учащихся воспитывается уважительное отношение к чужому мнению, проявление чувства товарищества, взаимоподдержки, осознание своей культуры через контекст культуры иноязычных стран. ИКТ позволяют создать мультисенсорную интерактивную среду воспитания с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств воспитания ИКТ позволяют не только предоставить обучающимся большое количество понятий, но и развить их интеллектуальные, творческие способности, а также умение самостоятельно приобретать новые знания и работать с различными источниками информации.

Однако, помимо плюсов использования ИКТ, конечно же есть недостатки, которые на сегодняшний день недоработаны в системе образования. К ним можно отнести недостаточную степень оборудования школы, недостающее количество цифровых образовательных ресурсов, отсутствие навыков работы с компьютером у ряда учителей, а также доступность ресурсов Интернет исключительно дома [6, с. 41].
Исходя из вышесказанного использование информационных технологий на уроках иностранного языка значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися, а также способствует развитию личности обучаемых и формированию у них следующих компетенций: умений сравнивать преимущества и недостатки различных источников информации, выбирать соответствующие технологии ее поиска, создавать и использовать адекватные модели и процедуры изучения и обработки информации и т.д. Я, как учитель английского языка, считаю, что ИКТ не только является способом достижения цели обучения иностранному языку учащихся разного возраста, но и представляет собой выгодные варианты олицетворения творческих идей.

Список информационных источников

1. Азимов Э.Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий.- М: ИКАР, 2009. –449 с.

2. Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов. Кафедра ИТ СИПКРО : Информатика и образование №5, 2004. –39 с.

3. Полилова Т. А. Внедрение компьютерных технологий. ИЯШ. –1997. – №6. – с. 2-7.

4. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. / Под ред. И.М. Маркова. - М.: Наука, 1999. –191 с.

5. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство / Б.П. Сайков. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 406 с.

6. Ушакова С.В. Компьютер на уроках английского языка // ИЯШ - 1997. - №5. - С. 40-44.

Оставить комментарий