Агентство образовательных инициатив,

прикладных исследований и консалтинга "ПЕРСПЕКТИВЫ"

Для тех, кто учит и учится!

Есть вопросы? Задавайте!

ПРОФИ

электронный журнал


РУБРИКА «Биология»
1
Подготовка к ЕГЭ по биологии

С.Л. Окунева, Г.В. Безручко (МБОУ СШ №13 г. Северодвинска)

 

Подготовка к ЕГЭ по биологии

 

Результаты ЕГЭ для учащихся – это пропуск в новую самостоятельную жизнь, дающий возможность поступления в выбранный вуз, а в будущем – работа по любимой профессии, поэтому подготовка учащихся к прохождению итоговой аттестации – важная  составляющая работы учителя.

Основной этап подготовки к итоговой аттестации – это формирование предметной компетенции. Она может осуществляться как в рамках школьного урока, так и во внеурочной деятельности (через элективные курсы, факультативы, индивидуальные занятия и консультации).

Чем раньше ориентировать школьников на итоговую экзаменационную работу, тем выше будет результат. ЕГЭ по биологии предполагает знание основных понятий, законов, правил, а также умение ученика сравнивать и анализировать материал, делать выводы, работать с различными источниками информации. Поэтому на протяжении всей подготовки необходимо давать учащимся задания в виде тестов, таблиц, чаще организовывать самостоятельную работу, которая предполагает суждения и исследования. Начиная с 6 класса, все самостоятельные, проверочные работы проводим с учетом требований ЕГЭ. Составляем работы, учитывая особенности и структуру заданий (задания категории А, В, С). Для формирования умений выполнять задания части С, учим давать развернутые ответы по вопросу, выделять главное.

Для того, чтобы учащиеся смогли выбрать в будущем занятие по душе, в школе осуществляется предпрофильная подготовка через систему факультативов и практикумов. Нами, учителями биологии, разработаны программы факультативов и практикумов: практикум «Экология человека», практикум по зоологии, биологический практикум для учащихся 8 класса, факультативный курс «Если хочешь быть здоров» для 5-7 классов, «Кожа – зеркало здоровья» и др.

Сложившаяся система работы помогает на ранних стадиях выявить одаренных учащихся и тех, кто интересуется биологией. Но одних уроков мало, если учесть, что количество часов по предмету сокращается. Поэтому считаем необходимым уже со среднего звена привлекать учащихся к различным викторинам, конкурсам, олимпиадам и т.д. Поддерживаем любые начинания ребенка. Мы не стремимся к сиюминутным результатам. Победа должна добиваться упорным трудом. Неудачи не должны разочаровать ребенка.

Начиная с 9 по 11 классы, подготовка к ЕГЭ и ГИА в новой форме становится наиболее интенсивной. Необходимо отметить, что выбор в отношении профиля обучения и ГИА являются первым шагом в подготовке к ЕГЭ и оценкой зрелости личности старшеклассника.

Подготовка в 9 классе осуществляется в рамках предпрофильной подготовки через различные элективные курсы («Регуляция физиологических функций человека», «Почему мы не похожи друг на друга?», «Первая медицинская самопомощь и взаимопомощь») и промежуточные тестовые работы. В 10 и 11 классах тестирование проводится по каждой теме, а дополнительная подготовка проводится через элективные учебные предметы «Повторяем ботанику и зоологию», «Готовимся к ЕГЭ», «Клетки и ткани» и др.

Огромную помощь в подготовке учащихся к ЕГЭ играет использование информационных технологий, как на уроках, так и во внеурочной деятельности (при организации проектной деятельности учащихся, при подготовке к внеклассным мероприятиям, при подготовке учащихся к олимпиадам и к ЕГЭ). Наличие иллюстративного материала, подключение зрительной памяти позволяет учащимся лучше усвоить материал. Для этого используем готовые электронные продукты, создаем мультимедийные презентации, применяем ресурсы сети Интернет, динамические (электронные) таблицы и т.д.

На уроках и во внеурочное время применяем электронные учебники для 6-11 класса, «Школьный курс биологии», «Анатомия», энциклопедия Кирилла и Мефодия, «Биология. Анатомия и физиология человека», «Биология 9 класс. Общие закономерности», «Экология. 1С: Школа», атласы по ботанике, зоологии, анатомии, «1С Репетитор. Биология», «Подготовка к ЕГЭ. Биология» и др. Содержание выпускаемой продукции концернами «Просвещение» и «Дрофа» полностью соответствует Государственному Стандарту образования.

Например, мультимедийный курс «1С Репетитор. Биология» включает все разделы: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, общую биологию. Материал представлен в той последовательности, в которой производится обучение в школе. Более того, он расширен в соответствии с современным уровнем научных достижений, позволяющим освоить материал с привлечением данных молекулярной биологии, генетики, экологии и т.д. Данная программа позволяет самостоятельно изучать биологию, а также использовать ее в подготовке к экзаменам, что уже само по себе имеет большое значение для самостоятельной работы учащихся. Предложенная программа позволяет учащимся поэтапно и системно изучать курс биологии, включая использование рисунков, схем, таблиц, фото- и видео- справочных материалов, исторических данных, глоссария.

Применение готовых электронных продуктов при подготовке к экзамену по биологии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; зримо (при помощи наглядности) отразить существенные стороны биологических объектов; выдвинуть на передний план наиболее важные и часто встречаемые в тестах характеристики этих объектов.

Еще одним из вариантов использования компьютера в учебном процессе и при подготовке к ЕГЭ является применение уже готовых или создание учителем и учащимися мультимедийных презентаций, которые позволяют представить в строгой последовательности учебный материал как систему ярких опорных образов, с исчерпывающей информацией. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в долговременную память учащихся. На сегодня созданы презентации практически по всем темам биологии. В ходе реализации проекта учащимися 11 класса создан «Электронный учебник по ботанике».

Большим подспорьем в подготовке к экзаменам является созданное нами пособие «Накануне экзамена», которое содержит основы курса биологии в виде схем, таблиц, опорных конспектов и терминов. Учащиеся высоко оценили это пособие, так как оно позволяет быстро повторить все темы перед экзаменом.

Решение контрольно-измерительных материалов (КИМов) лучше начинать, когда теоретический и практический курс усвоен учениками. При подготовке к ЕГЭ необходимо научить учащихся выполнять все виды заданий контрольно-измерительных материалов.

При выполнении заданий части А необходимо научить работать с тестами. Главная ошибка у учащихся – поспешность и невнимательность при выполнении задания. Учащимся нужно прочитать вопрос и постараться дать ответ, а потом сверить с предложенными вариантами и найти нужный. При работе с тестами бывает трудно оценить истинные знания ученика, так как не исключается элемент простого угадывания. Поэтому при разработке тестов включаем задания, где у ученика нет вариантов для выбора, а необходимо дать ответ одним словом. Хорошо себя зарекомендовала групповая работа с учащимися, сдающими ЕГЭ, по разбору КИМов предыдущих лет, когда ученики должны не просто дать правильный ответ, но и прокомментировать его.

При выполнении заданий части В основной ошибкой  является нарушение последовательности в объяснении фактов. Поэтому при подготовке уделяем внимание причинно-следственным связям.

При выполнении заданий части С необходимо научить учащихся давать краткие исчерпывающие ответы. Для этого проводим тренировочные задания типа: ответить на вопрос, используя такое-то количество предложений в ответе. Кроме того, особое внимание уделяем решению задач по генетике и молекулярной биологии, так как работаем по базисному плану (1 час в неделю) и времени на отработку данных умений на уроке нет.

В мае месяце всегда проводим  репетиционный экзамен. Он позволяет

выявить  дозировку времени на каждую часть заданий индивидуально для конкретного ученика

провести психологическую подготовку участников к данной процедуре  (нужно помочь учащимся психологически настроиться на экзамен)

уделить внимание заполнению экзаменационных листов, правильности и корректности написания ответов.

Для проведения репетиционного экзамена имеется более 80 вариантов КИМов.

Результатом нашей работы является высокий уровень сдачи ЕГЭ по биологии на протяжении всех лет проведения итоговой аттестации в данной форме. В среднем наши учащиеся выполняют задания на 65-78 баллов, что позволяет им поступать в вузы Архангельска, Санкт-Петербурга, Вологды, Ярославля и других городов.

Большинство учащихся нашей школы, сдавших экзамен с высокими показателями,  успешно продолжают учебу в соответствии с избранным профилем.

 

Оставить комментарий